НОВОСТИ || КАРТЫ || ОБЪЯВЛЕНИЯ || СПЕЦПРОЕКТЫ

     Город62
                                          


КУРСЫ ВАЛЮТ: 
USD
EUR
по данным на 2.10.13

ПОГОДА:

Яндекс.Погода

ВАЖНЫЕ НОВОСТИ:

Статьи

Главная » Файлы » Статьи наших авторов » Елена САФРОНОВА

Бездна обаяния и детектор лжи
03.12.2010, 18:13

…Первое мое знакомство с молодежным театром «Предел» из Скопина состоялось в новогодние «каникулы» 2006 года. Журналисты не работали, газета не выходила, но главный режиссер театра Владимир Дель пригласил желающих на премьеру спектакля по пьесе Василия Сигарева – от прессы. Я вызвалась, мне давно хотелось познакомиться с этим театральным коллективом, известным в области, отчасти благодаря спорам и страстям, которые порождало их творчество. Помню, что ехала из Рязани рейсовым автобусом и продрогла, как цуцик, еще в дороге – а путь пешочком по заснеженному Скопину энергии и тепла не прибавил. К тому же я слегка опаздывала и переживала из-за этого. Думала: сейчас приду, а дверь в театр будет закрыта, и мне только останется побрести назад несолоно хлебавши…

Дверь была открыта. Позже я поняла, что эта дверь никогда не закрывается для зрителей, которые автоматически становятся друзьями, потому что иначе невозможно. И за дверью меня, как подружку, встретила красивая, обаятельная женщина: радостным возгласом и заботливым вопросом: «Замерзла?».


Это была «мама» театра «Предел», Ирина Владимировна Дель. Мне вмиг стало тепло: то ли от хорошей работы отопления, то ли от насыщенного эмоциями театрального духа, то ли от радушного приема.

Пьеса «Любовь у сливного бачка» удалась на славу. Зрители смеялись до рыданий. После премьеры почти никто не ушел сразу: всех позвали за стол, который оказался накрыт точно по волшебству, и началось чаепитие с шутливым «разбором» полетов по спектаклю и задушевными разговорами. Со мной в тот день произошло то, что происходит, наверное, со всеми, кто приходит на спектакли «Предела»: любовь с первого взгляда и «попадание» под их чары. Характерно, что чары распространяет не только искусство, которое творят «дети-профессионалы» (по выражению театрального критика Е. Горфункель), но и атмосфера внутри «Предела», разительно непохожая на раздираемый интригами и взаимной неприязнью творческий коллектив. Ощущение, испытанное при знакомстве за чайным столом в «Пределе», - что собралась огромная, дружная, разновозрастная семья – не покидает меня с тех пор. И на спектакли я приезжаю, будто в дружелюбный дом.

Что интересно: я никому не говорила, что воспринимаю «Предел» именно так. Даже Владимиру и Ирине Дель. Но не так давно в разговоре Владимир Фердинандович сам затронул эту тему:

- Семья, по-моему, главное в жизни, - сказал он. – Есть у тебя семья, и ни государство, ни политика не страшны. Никто не нужен, кроме близких! Мне кажется, и нашей стране сейчас больше всего нужна крепкая семья!

Уж это точно, ибо семья – модель общества, и чем благополучнее частная «ячейка», тем устойчивее весь общественный колосс. Но понимают это, увы, главным образом те, кому повезло в собственной семье. Уверена: Владимир Дель рассуждал о крепкой семье со знанием дела. Его родителям посчастливилось любить друг друга до самой смерти, несмотря на войну, лишения, голод и долгое политическое бесправие переселенных из Поволжья в другие области немцев – о чем поведал новый блестящий спектакль «Предела» «Гуссенбах – Кучугурки». И самому художественному руководителю молодежного театра исключительно повезло с супругой. Это тот случай, к которому идеально подходит расхожее выражение «найти свою половинку».

- Ирина занималась в студии бальных танцев, а я был молодым режиссером, - разоткровенничался Владимир Дель, - и она мне очень понравилась тем, что у нее был изысканный, благородный профиль. А когда я уехал в Липецк работать, она что-то соврала дома и поехала за мной. Стояла на улице перед общежитием и смотрела на мое окно, горящее гирляндой разноцветных огоньков…

Романтическое начало истории не исключало будней, трудовых в прямом смысле: Ирина Владимировна не сразу пришла в театр. Долго работала на заводе, потом стала администратором одного из липецких театров, и лишь после того удостоилась высокой чести влиться в труппу, руководимую супругом. Для этого Ирина отучилась в Рязанском институте культуры. «Я фактически учился вместе с ней, принимая всей душой ее учебу. Мне нравились ее крепкие, мастерские этюды по драматургии то Шекспира, то Вампилова», - признался Владимир Дель. Но то было давно. Сегодня же Владимир Фердинандович не любит, когда их с женой сравнивают с Мастером и Маргаритой. Он отрубает: «Ирина сама – мастер!». И приводит в пример Театр Моды, основанный Ириной Дель в 1993 году внутри «Предела». Для него она своими руками сотворила… двести шляпок. Уникальное увлечение для районного центра из глубины России! Состоят в Театре Моды, как и в «Пределе», на полных правах, со своими ролями и своим характером, народные костюмы Скопинского уезда. О своих любимых костюмах села Секирина, что близ Скопина, Ирина Дель читает целые лекции как заправский этнограф. Благо, и наряды того заслуживают, ибо содержат «закодированную» информацию о жизни многих поколений скопинских крестьян… Супруг Ирины Владимировны видит в ее пристрастии к народным костюмам, обрядам, обычаям и фольклору глубинный смысл: и художественное раскрытие великой темы Родины, и чисто материнское стремление оберегать и защищать своих любимых от всех напастей. Известно, что в русском крестьянском платье нет ни одной детали без колдовского, «обережного» смысла. У театральной четы Делей один родной сын – Илья, уже состоявшийся артист, буквально сейчас осваивающий роль Ромео в питерском Театре на Литейном. Но материнское начало Ирины Владимировны распространяется на всех артистов «Предела», на всех зрителей, на всех друзей театра, которым нет числа… наверное, на весь мир, как и бывает у цельных и сильных натур.

- Ирина с Ильей играли в спектакле «Как спастись от Пиковой Дамы», - вспомнил Владимир Дель, - и она, по роли, как мать, защищала сына от всяких черных сил. И с такой страстью она выразила это, что после спектакля наш французский друг Боб Дантонель очертя голову ринулся в метель и… вернулся с розой для Ирины.

Со своей стороны, хочу сказать: как же здорово, что Ирина Дель пришла в театр! Она, действительно, мастер. Из ее ролей мне особенно запомнилась безымянная «народная душа», сопровождавшая все трагическое действие спектакля «Кроткая» (в повести Достоевского это служанка Лукерья). Существо непонятного пола, трудноуловимой природы, то ли прислуга типа кухонной ведьмы, то ли домовиха какая, то ли – скорее всего – темная сторона человеческого подсознания, она металась по сцене, подталкивая наивную – поначалу – кроткую героиню к непоправимым шагам… От ее неслышных движений и навязчивого, как совесть, присутствия, было по-настоящему страшно. А на другом полюсе моих любимых ролей Ирины Владимировны - уморительно смешная Надежда Петровна из спектакля «Детектор лжи» по пьесе Сигарева, жена алкоголика, сварливая, злобная домашняя бензопила. От страха перед ней, от скрытого нежелания зудящих семейных свар и напивался до потери памяти достойнейший Борис Семенович, забывший однажды спьяну, куда заховал заначку, и пришлось ее добывать с помощью психотерапевта, вводя алкаша в транс… Изумляло, когда, под гипнозом, сквозь грубую некрасивую скорлупу проглянул женский образ боттичеллиевской красоты и нежности…  Ведь именно о том, чтобы не лгать Божескому началу, скрытому в каждом из нас, и написана трагикомедия Сигарева, одного из лучших современных драматургов.

Грандиозные роли, достойные столичных подмостков. Наверное, дело в удивительной искренности актрисы и сверхтонком чутье на фальшь – главный бич театра. «Духовный компас», врожденный детектор лжи своей супруги, позволяющий выбирать не только пьесы для потенциально успешных спектаклей, но и верные интонации их сценического решения, очень высоко ценит Владимир Дель. Спектакли «Предела» всегда лишены условности, наигрыша, украшательства. Они стоят на зыбкой грани полной достоверности и абсолютной художественности.

За эту самую достоверность «Предел» получил некогда много шишек от провинциальных ревнителей морали – речь идет о спектакле с репутацией скандального «Я ябет юлбюл» по стихам поэтессы Веры Павловой, которая и сама удостаивается «люлей» от критиков посерьезнее, за вызывающую «телесность текста» либо «текстуальность тела». Но, прочитав стихи Павловой и ее же повесть «Интимный дневник отличницы», Владимир и Ирина Дель ни на секунду не усомнились, что необходимо инсценировать это ни на кого не похожее творчество. Справиться с «Интимным дневником отличницы» режиссеру помогла безмерно талантливая молодая актриса Екатерина Авданькина. Это один из лучших моноспектаклей, которые мне довелось видеть. Другой отличный моноспектакль подарил мне тоже «Предел» – по пьесе Сигарева «В моем омуте». Там занят один лишь человек, многообещающий артист Игорь Витренко; но по-матерински хлопотала вокруг спектакля, отвечая за свет, звук и реквизит, разумеется, Ирина Владимировна. Единая во всех театральных и житейских ипостасях.

Мастеру приходится порой быть не только «мамой», но и музой – когда у самого Владимира Деля что-то по работе не ладится, а жены рядом нет, он кричит на весь театр, чтобы позвали к нему Ирину! Она придет – и все получится. Может быть, не быстро. Но если дело затянется, Ирина Владимировна обязательно скажет: «Прорвемся!». И даже поведет за собой временно ослабевший сильный пол. Это у нее, должно быть, генетическое, от папы-офицера, которого воинская судьба забросила в Скопин. Армейская закалка в детстве выражалась в том, что Ира… ходила по улицам с барабаном на груди, во главе ребячьей ватаги. Не знаю, где сейчас тот барабан, но бойцовский дух – на месте. Как, например, в ситуациях противостояния с уже упомянутыми «ревнителями морали», когда Ирина Владимировна отбивалась от нападок рядом с мужем – локоть к локтю, спина к спине! «Предел», к счастью, отбился успешно, спектакли продолжаются, и уже никому «сверху» не приходит в голову диктовать эксцентричному коллективу выбор пьес или постановочных ходов. А неприятели из числа зрителей - да Бог с ними! Если им угодно лишать себя неповторимого удовольствия видеть постановки «Предела», это их право.

И все же темные полосы совместной жизни тоже полезны, особенно когда жизнь, как у Владимира и Ирины Дель, раскладывается на две стороны – публичную, творческую, и сугубо семейную, домашнюю. Испытания извне поверяют на прочность любовь, дружбу, взаимное уважение, верность выбранному обоими Делу, наконец. А чисто внутренние проблемы… Говорят, что не бывает семейной жизни без «туч», но я хочу верить Владимиру Делю, когда он безапелляционно заявляет, что дома у них всегда порядок, уют, на столе белая скатерть, на окнах вышитые занавесочки, вкусно пахнет домашней стряпней, и хочется, черт возьми, жить в таком доме!.. Ведь я была у них в гостях – после той достопамятной постановки «Любовь у сливного бачка», - и лично убедилась в правоте Владимира Фердинандовича. Никто из нас не знал заранее, что я останусь у них ночевать, но дом будто ждал путника с хлебом-солью! Качество уметь вести дом, находя на него время среди творческих забот, поражает меня, восхищает и вызывает белую зависть.

Такая удивительная женщина живет в маленьком Скопине. Но Ирину Дель знают и очень далеко от городка – в обеих столицах России, в различных театрах нашей страны и Европы. И не только как одну из двух руководителей и творческую единицу «Предела». У Ирины Дель целый ряд личных заслуг перед искусством и родиной. За время театральной деятельности она была удостоена многих престижных наград: титула Женщины Года-1998 в номинации «За яркость дебюта» за создание в городе Скопине театра Мод; диплома Победителя Международного фестиваля «Рождественский парад 2000» (Санкт-Петербург) за создание костюмов к спектаклям; диплома 5-го Международного Форума «Золотой Витязь» (Москва, 2007 год) за приобщение детей к традициям театрального искусства; благодарности Министра культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколова в 2008 году; почетной грамоты Комитета по культуре и туризму Рязанской области ко 20-летию основания Молодежного театра «Предел» в 2009 году; диплома 10-го Всероссийского фестиваля «Успех» «За лучшую женскую роль» (Лукерья в спектакле «Кроткая»); почетной грамоты Губернатора Рязанской области Олега Ковалева в январе 2010 года; диплома 11-го Всероссийского фестиваля любительских театров «Успех» «За лучшее художественное решение костюмов к спектаклю» в мае 2010 года.

Возможно, в самое ближайшее время добавятся еще какие-то почести – ведь Ирина Дель в начале декабря отметит весьма значительный юбилей. Но в солидную круглую дату никак не верится при виде Ирины Владимировны. Даже рядом со взрослым сыном. Эта Женщина подтверждает в полной мере аксиому, что возраст – понятие не физиологическое, что душа не старится. Желаю Ирине Владимировне навсегда сохранить вечную молодость, жизненный задор, талант и Любовь!

Елена Сафронова

Категория: Елена САФРОНОВА | Добавил: glotov
Просмотров: 1309 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0


Поделиться новостью в соцсетях.



Система Orphus  || Сайт "Город62". 
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на источник информации || © 2024 |